Дознание -- силаЕлена Ковалева Источник: Коммерсантъ-Деньги Со страниц американских шпионских романов детекторы лжи постепенно переходят в нашу действительность. С их помощью компании выявляют нелояльных сотрудников, а фирмы, предлагающие обследование на полиграфе, прилично зарабатывают. Входной билет в этот бизнес дешев, но требует высокой квалификации: недостаточно правильно подключить клиента к прибору, надо еще и задать точный вопрос. А это уже работа для профессиональных дознавателей, которых в этом бизнесе немало. Впервые я увидела полиграф четыре года назад, когда мой знакомый психолог привез из Москвы какой-то чемодан со множеством датчиков -- это был детектор лжи. Спустя два года под его началом уже трудились восемь полиграфологов, активно проверяющих топ-менеджеров этой компании на предмет лояльности. Четыре года назад он был одним из первых в Самаре полиграфологов. Сегодня в городе открылось несколько частных фирм, предлагающих услуги по детекции лжи. В Москве интерес к услугам полиграфологов заметно выше.Последние два года наблюдается настоящий "полиграфический" бум. Большинство частных контор, предоставляющих услуги с использованием полиграфов, открыты именно в эти годы. Костяк рынка составляют компании, основанные выходцами из 30-й лаборатории КГБ, где с 1975 года разрабатывался первый российский полиграф. Многие из имеющих отношение к его созданию сегодня основали свои школы полиграфологии, создали собственные модели полиграфов и практикуют в частном порядке. Среди них -- полковник ФСБ Юрий Холодный, который создал школу "Ареопаг" при ФСБ, полковник Службы внешней разведки России в отставке Леонид Алексеев -- "Конкордия" (школа, производство полиграфов "Конкорд", прежнее название -- "Дельта"), полковник КГБ в отставке Борис Гусейнов -- частный полиграфолог, подполковник ФСБ в отставке Александр Сошников -- Национальная школа детекции лжи (школа, частные услуги, собственные полиграфы "Диана"), подполковник КГБ в отставке Валерий Коровин -- Национальная школа детекции лжи, подполковник КГБ в отставке Виктор Федоренко -- Национальная школа детекции лжи... Большинство из них в частном порядке работают уже более десять лет. Кроме того, в Краснодаре открыта школа одного из создателей отечественного полиграфа полковника МВД в отставке Валерия Варламова. Сегодня его полиграфы используются следователями МВД. Полиграфы Варламова и обучение в его школе почти вдвое дешевле других предложений на рынке, поэтому они пользуются большой популярностью в России. Кроме того, хорошо известна на рынке и школа "Эпос" Валерия Богданова -- ученика Валерия Варламова. Кражи, измены, откаты
Кроме того, многие компании в профилактических целях время от времени проверяют своих сотрудников на лояльность. В первую очередь это касается топ-менеджеров и материально ответственных лиц. Как правило, такие проверки дисциплинируют сотрудников. "К сожалению, к пониманию важности профилактических проверок компании приходят только после того, как у них случилось какое-нибудь ЧП, которое потом пришлось улаживать с помощью полиграфа",-- сетует ведущий эксперт-полиграфолог компании "Антей" Юрий Харин. Многие компании нередко встают перед дилеммой: нанимать стороннюю полиграфологическую компанию или же оснастить свою собственную службу безопасности такими аппаратами. Понятно, что если компания небольшая, то вопрос о собственном полиграфологе не стоит. "А вот компании с месячным оборотом более $100 тыс. или же с большой текучестью кадров о собственной службе задуматься стоит",-- считает Юрий Харин. Как правило, компания-заказчик подписывает договор с полиграфологами о неразглашении полученной информации. Частный полиграфолог Борис Гусейнов полагает, что компании выгоднее нанимать специалистов со стороны, поскольку "свой человек обычно задает одни и те же вопросы, и эффективность исследований снижается, все превращается в обыкновенную рутину". "Своим испытуемым мы заранее предъявляем список вопросов, чтобы они имели возможность отказаться от них полностью или хотя бы от какой-то их части. Но при этом их отказ будет зафиксирован в нашем резюме и представлен начальству",-- рассказывает Юрий Харин. Многие понимают, что отказ от обследования на полиграфе может стоить сотруднику рабочего места, хотя это, конечно, незаконно. Расследование при помощи частного полиграфолога стоит в среднем от $150-200 до $500 за человека в зависимости от сложности. Как правило, пострадавшие компании сами представляют полиграфологам круг подозреваемых лиц, которые должны пройти проверку на детекторе лжи. "Конечно, бывает, что из всех прошедших тестирование лиц никто не причастен к преступлению, но в большинстве случаев компания указывает именно на тех, кто действительно может быть виноват. Ведь компания сама в этом заинтересована, поскольку оплата происходит по факту проводимой проверки на полиграфе",-- рассказывает Юрий Харин. Некоторые фирмы, предоставляющие услуги по проверке на полиграфе, готовы поработать частными детективами и сами проводят расследование с выявлением круга подозреваемых лиц либо работают совместно с правоохранительными органами. И результаты порой получаются самые неожиданные. Так, в одном банке было украдено полмиллиона долларов через неучтенные кредитные карты. Под подозрение попали сразу 60 сотрудников банка. У собственной службы безопасности появились сразу три версии произошедшего и определен круг подозреваемых. Но было решено позвать сторонних полиграфологов -- пять человек. Те за пять дней провели расследование и выявили, что деньги украл уволившийся из банка несколько недель назад сотрудник IT-службы. Он имел доступ к тем кредитным картам, которые были выпущены, но по каким-то причинам клиентами не получены. Это преступник собрал 50 таких карт, для снятия подозрений он даже сам пополнил эти карточные счета. А за неделю до увольнения из банка он воспользовался предоставленным кредитом по картам и украл $500 тыс. Благодаря тому что расследование провели быстро, деньги удалось вернуть. Но любопытно и то, что параллельно с этим преступлением полиграфологи выявили еще три, о которых в банке до того не догадывались. Другой случай рассказал полиграфолог одной очень крупной российской компании, продающей автомобили. Одного из сотрудников подозревали в том, что при экспортных поставках он получал откаты от одного из дилеров. Все указывало на это, да и свалить вину на этого человека многим было выгодно. Но тестовая проверка опровергла подозрения, и его не уволили, доброе имя человека было защищено. Стоит отметить, что многие полиграфологи оказывают услуги и частным лицам: проверяют домработниц, нянь и даже детей на предмет того, не принимают ли они наркотики. Но, пожалуй, самыми оригинальными бывают дела сердечные. "Довольно часто бывает, что женщина приводит к нам своего мужа или любовника и за его же деньги тестирует его на предмет измен. Это довольно неприятная процедура, но она пользуется спросом. Как правило, в неделю мы проводим два таких исследования",-- рассказывает Юрий Харин. Не все полиграфологи берутся за такую работу, поэтому в компании "Антей" это один из самых дорогих видов исследования -- услуга стоит 6000 руб. Научил и продал
По словам заместителя гендиректора агентства "Конкордия" Леонида Алексеева, начинающий частный полиграфолог вполне может приобрести полиграф старой модели тысяч за пять долларов и при хороших связях и активной работе за месяц отбить его стоимость. У директора Национальной школы детекции лжи Валерия Коровина на этот счет другое мнение: "В этом бизнесе вы миллионеров не встретите. Стандартный заработок хорошего специалиста -- $2000-3000 в месяц. $5000 -- это уже просто потолок, который встречается нечасто". С ним согласны и большинство опрошенных "Деньгами" специалистов. Хотя все делают оговорку: "Смотря как работать". Крупные компании предпочитают работать не с частными полиграфологами, а с известными на этом рынке фирмами. Поэтому сегодня многие частные полиграфологи сотрудничают на договорной основе с некоторыми полиграфологическими компаниями. Например, в компании "Антей" пять штатных сотрудников и до десяти полиграфологов на договорной основе, которые приглашаются по мере необходимости. То же самое и в агентстве "Конкордия". О своих заработках компании, оказывающие услуги детекции лжи, рассказывают весьма неохотно. Но порядок цифр в общем понятен. В частности, специалистами агентства "Конкордия" проводится в среднем 80 обследований в месяц. А лично Леонидом Алексеевым за 11 лет работы было проведено около 7 тыс. обследований на полиграфе. Молодая компания "Антей" (образовалась в 2005 году) в среднем проводит по 100-200 обследований в месяц с использованием полиграфа.
Торговать детекторами лжи, понятно, могут те, кто их создает. А таких в России немного. Поэтому фирмы -- новички на этом рынке становятся дистрибуторами производителей полиграфов, получая свои законные 7-8% процентов. В частности, компания "Антей" продает полиграфы Валерия Варламова. "За полгода мы продали около 70 полиграфов нашим студентам",-- рассказали "Деньгам" в "Антее". Вместе с тем, по мнению Валерия Коровина, на этом рынке "сегодня уже спецов расплодилось как грязи". Правда, по мнению Бориса Гусейнова, "одно то, что оперативники не идут в охранники, не найдя себя где-то еще, а все чаще становятся полиграфологами, говорит о том, что бизнес этот все-таки интересен". Пожалуй, полиграф -- это действительно неплохой выход для уходящих на пенсию работников спецслужб и МВД, у которых помимо знаний есть еще и хорошие связи, жизненно необходимые в этом бизнесе. Кто замочил шмару
Стоит оговориться: чтобы быть уверенным в невиновности подозреваемого, за полиграфом должен стоять настоящий профессионал, разбирающийся не только в технике, но и, разумеется, в психологии. Вот случай, о котором рассказали сразу несколько полиграфологов. Была убита женщина, подозреваемому (бывшему зэку) при тестировании задавали вопрос: "Вы убили женщину?" Испытуемый каждый раз говорил: "Нет", и полиграф не показывал реакции. А когда полиграфолог спросил: "Вы замочили шмару?" -- ответ подозреваемого вновь был отрицательным, но детектор лжи выдал реакцию, поскольку тюремный жаргон был подозреваемому ближе. Можно ли обмануть полиграф?
Вместе с тем ошибки случаются, и виноваты в этом нередко сами полиграфологи. Дело в том, что при тестировании человека ему задается конкретный вопрос, который должен вызвать в его памяти след, вызывающий определенную реакцию. А если полиграфолог плохо подготовлен и не учел особенностей психики или каких-то других важных для испытуемого моментов, могут возникнуть неточности. "Для того чтобы хорошо тестировать, полиграф не главное. Самое главное -- это мастерство полиграфолога. Далеко не у всех это получается,-- отмечает Борис Гусейнов.-- А современные школы детекции лжи плохи тем, что выдают дипломы всем подряд. Отсюда и столько плохих полиграфологов". Поэтому, обращаясь к услугам полиграфолога, стоит обязательно поинтересоваться, в какой школе он обучался, и попросить показать соответствующий диплом и рекомендацию школы, которую он окончил. Кроме того, по мнению маститых полиграфологов, нормой считаются два исследования в день на одного полиграфолога. Больше исследований специалисту проводить очень сложно и с физиологической, и с психологической точки зрения, поскольку каждое обследование требует очень большого напряжения от проводящего тестирование. Хотя бывают такие случаи, когда полиграфологи тестируют и по десять человек в сутки. Стандартное же исследование должно занимать около трех часов. "Если вам предлагают протестироваться на полиграфе быстрее, значит, перед вами, скорее всего, новички,-- считает Леонид Алексеев.-- А таких последнее время появилось очень много. И они дискредитируют наш род занятий". В этом с ним солидарен Валерий Коровин: "Конечно, вопрос квалификации специалистов -- это беда. Поэтому мы и пытаемся сегодня создать свою ассоциацию полиграфологов, чтобы как-то решить эту проблему, наладить единый центр для лицензирования специалистов". ЕЛЕНА КОВАЛЕВА
|