Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Сотрудники небрендовых компаний


Евгения Толкачева
Источник: Headhunter Magazine

Дефицит квалифицированных специалистов - одна из острейших проблем российского кадрового рынка. Однако многие соискатели тратят месяцы на поиски работы только потому, что в их резюме не упоминается ни одна брендовая компания. Это объясняется разным подходом к труду сотрудников в небольших организациях и крупных корпорациях.

«В настоящий момент я занимаюсь частным бизнесом, – пишет Игорь Медведников, читатель "Энциклопедии карьеры". – Пришел к этому не только из-за того, что у меня были определенные планы заняться собственным делом, но и по той причине, что как наемный менеджер я никому особенно был не нужен. Так сложилось, что моя карьера строилась в небольших российских небрендовых компаниях. Трудно подсчитать, сколько сотен резюме я разослал в крупные организации, где мне все-таки хотелось работать и где бы я мог, по моему мнению, достичь больших результатов; сколько десятков собеседований (иногда все-таки приглашали, как я потом над собой подшучивал – "для массовки") посетил... Однако в моем резюме нет "волшебных" для рекрутера слов: Coca-Cola, Procter&Gamble, Nestle и т. п. Предложений о работе мне не делали.
Хотелось бы узнать мнение экспертов кадрового рынка: почему менеджеры "нетитулованных" компаний не могут трудоустроиться в крупные международные корпорации? Причем в условиях так называемого "кадрового голода"».

Ответить на вопрос о том, почему рекрутерам так важно, чтобы в резюме менеджеров и специалистов значился опыт работы в крупных brand-name компаниях, несложно. Дело в том, что сегодня компании стремительно развиваются, поэтому от новых сотрудников требуется быстрое вхождение в должность. Крупные организации во многом похожи друг на друга бизнес-процессами, политиками, системой взаимоотношений в коллективе. Так, при переходе из одной международной корпорации в другую сопоставимого масштаба работник испытывает гораздо меньший стресс и становится эффективным значительно быстрее по сравнению со специалистом, который попадает туда же из небольшой российской компании.

Для рекрутеров опыт работы кандидата в брендовой компании является в том числе некоторым подтверждением его квалификации, то есть уменьшаются их риски при рекомендации данного работника менеджеру.

Работники небольших организаций привыкли к более высокому уровню индивидуальной ответственности.

Кроме того, между сотрудниками небольших российских организаций и крупных международных корпораций есть определенные различия. Приведу несколько примеров, основанных на отзывах менеджеров крупных компаний о кандидатах. Зачастую первые отличаются от вторых отсутствием опыта применения принятых в мировой практике процедур и понимания бизнеса большого масштаба. Работники небольших организаций привыкли к более высокому уровню индивидуальной ответственности, у них отсутствует привычка следовать корпоративной политике. Также сотрудники небольших компаний нередко принимают решения и действуют самостоятельно. У специалиста, привыкшего действовать по собственному усмотрению и учиться на своих ошибках, работа в большой организации может вызывать дискомфорт. Необходимость трудиться в рамках бизнес-процессов иногда воспринимается им как ущемление его прав и полномочий.

Что можно посоветовать кандидатам, в резюме которых не значится опыт работы в brand-name компаниях, а трудоустроиться в таковые они хотят?

Если у соискателя есть желание приобрести опыт работы в крупной корпорации, надо приготовиться к понижению статуса. Возможно, ему придется первое время довольствоваться меньшими полномочиями, заниматься рутинной работой. Взамен он получит более комфортные условия труда, хороший социальный пакет, ясность процедур, устойчивость бизнеса, понятные перспективы повышения квалификации и должностного роста.

При составлении резюме кандидату необходимо уделить особое внимание структуре описания обязанностей. Часто из CV следует, что соискатель вроде бы делал многое, но не понятно, в чем именно состоит его ключевая экспертиза. Поэтому надо акцентировать внимание на тех функциях, в рамках которых кандидат желает продолжить свое развитие.

На собеседовании нужно бегло говорить по-английски об интересе к работе в корпорации, о том, что есть желание приобщиться к масштабным бизнес-процессам, изучить стандарты ведения бизнеса, углубить экспертизу, стать специалистом высокого уровня в определенной сфере. Соискатель должен показать, что он готов к постоянному обучению.

Некоторые кандидаты полагают, что если снизить свои зарплатные ожидания, то шансов на успешное трудоустройство станет больше. Но, когда речь идет о работе в корпорации, это не всегда верно. На рядовых позициях в крупных компаниях платят больше, а на топ-позициях – меньше, чем в российских.

В заключение я бы сказала, что шансы есть у всех и всегда. Нужны только готовность к компромиссам ради достижения цели и желание учиться и переучиваться.

Инна Суматохина, управляющий партнер компании MarksMan:

– Упоминание brand-name компании в резюме безусловно повышает капитализацию кандидата. Если будущий работодатель – крупная компания с известным именем на рынке, это дает ему определенные гарантии профессионализма специалиста и его быстрой адаптации в организации.

Быть «человеком-оркестром» в крупной компании не получится, придется пожертвовать многофункциональностью.

В корпорациях, благодаря выстроенной структуре, системе обучения и развития персонала, можно планировать карьеру сотрудника, а если это международная компания, то у специалиста появляется возможность international assignment, то есть поработать не только на бурно развивающемся российском рынке, но и, к примеру, на устойчивом европейском.

Для менеджера очень важна сопоставимость бизнеса по масштабам, поэтому на позицию директора по логистике в компанию «Вимм-Билль-Данн» вряд ли будет выбран претендент, который занимал аналогичную должность на некрупном региональном соковом производстве. Очень часто рекрутеры слышат от работодателей, что «кандидат хороший, но масштабы наши не потянет».

В небольших компаниях, как правило, нет четкого разделения функционала, так как масштабы бизнеса невелики, используются относительно простые информационные системы, здесь специалист действительно знает больше, но поверхностно. Однако современный крупный бизнес требует от сотрудника глубокого понимания определенной функции, что и делает его профессионалом.

Менеджерам, у которых нет опыта работы в крупных компаниях, в резюме следует сделать акцент на том направлении, которое бы они хотели развивать дальше, а также на личных качествах, необходимых для выполнения этой работы. Быть «человеком-оркестром» в крупной компании не получится, придется пожертвовать многофункциональностью.

Если говорить о зарплатных ожиданиях, то они должны быть адекватны рынку и позиции. Но возможно и их снижение.

Григорий Черкасов, коммерческий директор компании Citilink:

– Плюсы, которые видят работодатели в кандидатах с опытом работы в крупных интернациональных компаниях, очевидны. Именно в таких организациях менеджер приобретает не просто опыт, а навыки и умения четко формулировать задачи и цели, планировать свою деятельность и деятельность подчиненных, осуществлять контроль за выполнением и решением задач, достижением целей, а также корректировать планы в соответствии с актуальным положением.

Нельзя уметь все – от сотрудника хотят специализации и четкого исполнения задач.

Широкие знания менеджера, сформировавшиеся в небольшой компании, для крупных корпораций становятся скорее недостатком, чем достоинством. Логика работодателя при этом вполне понятна: нельзя уметь все – от сотрудника хотят специализации и четкого исполнения задач. Безусловно, при повышении уровня должности требования к менеджеру корректируются, но на позицию управленца среднего звена работодатель определенно желает поставить сотрудника, умеющего работать в слаженном механизме.

Что же делать соискателям без опыта работы в крупных компаниях? В первую очередь им требуется понять, какие из имеющихся у них качеств могут стать преимуществами в глазах работодателя, и продемонстрировать их.

Если кандидат не обладает обязательными стандартными качествами, ему придется искать в себе уникальные. Отсутствие релевантного опыта может быть компенсировано знаниями. Бесспорное преимущество даст умение управлять своим временем, без чего невозможно эффективное планирование.

Что же касается зарплатных ожиданий, вряд ли низкая «цена» привлечет компанию к кандидату, не обладающему требуемыми качествами. Если же найдется такой работодатель, то возникнут сомнения в том, насколько целесообразно с ним сотрудничать. Конечно, только не в том случае, когда речь идет о стартовых позициях.

Нина Карелина, управляющий партнер консалтинговой группы ИМИКОР:

– Сейчас во всем мире очень актуален вопрос глобализации бизнеса. Она подразумевает выстраивание определенной системы бизнес-процессов, деление функционала и обязанностей, выполнение узких функций очень качественно.

Работа в крупных brand-name компаниях, как правило, подразумевает, что в них уже выстроена эта система. Следовательно, специалист, который проработал в корпорации, имеет опыт работы на определенном участке. Более того, он намного легче адаптируется чисто психологически. Такой кандидат осознает, что он нечто маленькое в большой системе и при этом не испытывает от этого дискомфорт.

Кандидату стоит изначально определиться, готов ли он быть «маленьким винтиком» в большом механизме.

Я бы не стала говорить, что соискатели, в резюме которых не указан опыт работы в крупных международных компаниях, хуже тех, которые такой опыт имеют. Существует много российских организаций, выстроивших у себя строгую систему бизнес-процессов, прописавших четкие должностные инструкции. Может быть, эти компании не настолько известны, но они есть и отличаются тем, что выросли спонтанно при определенных экономических условиях. С одной стороны, хорошо, что человек приобретает более широкий опыт в подобного рода организациях. Но с другой, когда его ставят на позицию, требующую выполнения довольно узкого функционала, возникает две проблемы: он не может выполнять конкретные обязанности, так как не знает их глубоко, и чувствует себя дискомфортно, потому что ему сократили круг полномочий. Таким соискателям может стать скучно, так как они любят охватывать большой объем работы, пусть и не всегда прорабатывают его глубоко.

В этом случае кандидату стоит изначально определиться, готов ли он быть «маленьким винтиком» в большом механизме, быть причастным к огромной системе со значимым именем, иметь четко обозначенные функции и высокий уровень ответственности, профессионально расти в каком-то одном направлении?

Я бы провела параллель со сферой образования. Российское дает общие знания по набору дисциплин выбранного направления, а западное – дает знания в четко обозначенном, узком сегменте.

Если человек морально готов к тому, что он будет работать в одном блоке, то в резюме нужно совершенно четко сформулировать цель. На какую позицию кандидат хочет трудоустроиться, с какими функциональными обязанностями и уровнем ответственности. И согласно этому отразить имеющиеся знания и навыки, представить достижения. Только тогда можно стать кандидатом для крупной корпорации.

На интервью соискателю стоит не «расплываться мыслью по древу», а отвечать максимально конкретно. Нужно дать интервьюеру почувствовать, что прошлая деятельность была результативной при выполнении определенных задач, достигнут успех в реализации конкретных целей.

Я ни в коем случае не хочу сказать, что работать в компаниях малого и среднего бизнеса хуже. Просто необходимо понимать, что в крупных компаниях принципиально иной подход к труду сотрудников. А достоинства и недостатки есть везде.

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru