| Иностранные директора лучше. Так считают в американских компанияхКэрол Хаймовитц
 Источник: Ведомости
 Все больше американских компаний нанимает руководителей иностранного происхождения. Недавно Coсa-Cola назначила гендиректором ирландца Невилла Изделла, а McDonald s - австралийца Чарльза Белла. Инвесторы и работники Все больше американских компаний нанимает руководителей иностранного происхождения. Недавно Coсa-Cola назначила гендиректором ирландца Невилла Изделла, а McDonald s - австралийца Чарльза Белла. Инвесторы и работники компаний спокойно отнеслись к назначению на руководящие посты выходцев из других стран. Ведь это отвечает последним тенденциям развития американского бизнеса.  Компанию Kellogg s возглавляет выходец с Кубы Карлос Гутьеррес. Гендиректором известного производителя алюминия Alcoa является Ален Белда, который родился в Марокко, получил бразильское гражданство и в течение долгого времени работал в бразильском отделении компании. В Altria Group должность гендиректора занимает Луис Камиллери - он родился в английской семье и провел детство в Египте.  Главная причина лояльного отношения к руководителям-иностранцам заключается в том, что крупные американские компании транснациональны по своей сути и иностранные менеджеры, возглавляющие зарубежные филиалы, со временем перебираются в штаб-квартиры своих работодателей. То есть переехать в США - это часть их карьеры.  Например, гендиректор Kellogg s Гутьеррес считает, что ему очень помогло продвинуться по карьерной лестнице то, что он начинал с работы в региональном отделении.  “У работников заграничных подразделений гораздо больше шансов познакомиться с руководством предприятия, чем у менеджеров, работающих в штаб-квартире”, - уверяет Гутьеррес и поясняет, что топ-менеджеры часто посещают зарубежные филиалы фирмы. Во время этих визитов сотрудник может наладить с ними очень хорошие отношения.  В конце 70-х гг. он работал в отделении Kellogg s в Мехико. Из мексиканского подразделения Гутьерреса перевели в штаб-квартиру компании. Потом он возглавил канадский филиал Kellogg s, а за ним - азиатско-тихоокеанский. Четыре года назад Гутьерреса выбрали председателем и гендиректором Kellogg s. Он собрал интернациональную команду топ-менеджеров, которая сегодня управляет компанией. В руководство помимо американцев входят два австралийца, один итальянец и один индонезиец. “Когда в компании есть иностранцы, то легче вести бизнес не только за пределами США, но и в самой Америке. Ведь это самая многонациональная страна в мире”, - говорит Гутьеррес.  Однако в других странах дело обстоит иначе.  Большинство европейских, а также азиатских компаний все еще предпочитают выдвигать на руководящие посты выходцев из собственной страны. Этому тоже есть свое объяснение. Американские менеджеры обходятся дороже.  Согласно исследованию, проведенному консалтинговой фирмой Towers Perrin, в прошлом году средний годовой оклад американских гендиректоров равнялся $2,2 млн. В то же время германские гендиректора за прошлый год заработали в среднем $954 726, британские - $830 223, бразильские - $545 024 и японские - $456 937.  И все же в последние годы европейские компании иногда стали искать гендиректоров за рубежом. Поиск ведется в основном в пределах Европы, что, по мнению специалистов, тесно связано с интеграцией в Европейском союзе.  Например, во главе германской Lufthansa стоит австриец Вольфганг Майрубер, гендиректором французской L Oreal является урожденный британец Оуэн-Джонс, а Deutsche Bank возглавляет швейцарец по происхождению Йозеф Аккерман.  У каждой компании, так же как и у каждой страны, своя культура. Одни корпорации благоволят иностранцам, другие - нет.  Однако есть общие черты, характерные для большинства европейских и азиатских предприятий: они не пускают американцев в руководство.  “Европейские и азиатские компании боятся, как бы им не навязали американскую культуру. Кроме того, они хотят сделать доброе дело для соотечественников и поэтому назначают гендиректорами менеджеров своей национальности”, - утверждает партнер консалтинговой компании Нayes Brunswick Роджер Брансуик.  Более того, гендиректора-земляка могут уволить, если сотрудники сочтут его манеры и образ жизни слишком американизированными.  Так, например, потерял свой пост бывший шеф германского медиахолдинга Bertelsmann Томас Мидделхофф. Все свое время он проводил в нью-йоркском офисе, а в штаб-квартире компании в немецком городе Гутерсло появлялся очень редко. Увлекавшийся американскими технологиями и поп-музыкой Мидделхофф считал себя “американцем с немецким паспортом”. Это пришлись Bertelsmann не по вкусу. В 2002 г. Мидделхофф был уволен и заменен Гюнтером Тьеленом, который проводит большую часть своего времени в Германии.  Кэрол Хаймовитц, (WSJ, 25.05.2004, Мария Подцероб)  |