Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Кто и как придумывает моду


Карина Львович
Источник: http://www.ruptur-russia.ru

Модные Дома иногда на редкость единодушны: то призывают носить розовое, то объявляют главным цветом черный. Пусть дизайнеры не похожи друг на друга — все они прислушиваются к прогнозам “охотников за тенденциями”

Согласно правилам игры тенденции должны меняться от сезона к сезону, разрушая тем самым прежние образы и внедряя новые. Клиенту необходимо постоянно напоминать, что в прошлогодних вещах он “не актуален”, и ему пора полностью обновить гардероб. Но где берется такое количество свежих идей для новых коллекций? Дизайнеры в один голос говорят, что идеи витают в воздухе.

“Бывает, придумаешь что-нибудь, потом глядишь, другой человек в другой стране работает над тем же самым”, — рассказывает модельер Елена Супрун. По ее словам, чаще всего “витают” как раз детали, на которые дизайнеры собираются сделать акцент в коллекции. Поэтому иногда складывается впечатление, что коллекция одного дизайнера напоминает работу другого.

Дизайнер Виктория Андреянова также не раз убеждалась в том, что идеи носятся в воздухе: “Однажды я подумала, что уже давно никто не использовал вышивку крестом, и применила ее в коллекции. А потом оказалось, что об этом же приеме вспомнили многие другие дизайнеры”.

Прошлый год

Чаще всего оказывается, что “витающая в воздухе” новая идея — на самом деле очередная цитата из прошлого. Те, кто говорит, что все новое в моде — это хорошо забытое старое, недалеки от истины: нам то и дело предлагают усовершенствованные изобретения, знакомые еще нашим мамам и бабушкам, — будь то упомянутая вышивка крестом или стиль 80-х, который как раз сейчас преподносят как “открытие сезона”. Почему же мода так часто оглядывается назад?

— Наши воспоминания и опыт помогают переосмыслить и по-новому подать то, что когда-то уже было, — считает дизайнер Андрей Шаров.

— Конечно, художники черпают вдохновение в прошлом, — соглашаются русские дизайнеры Нина и Донис. Но скопировать что-то в лоб нельзя, да и не нужно. Вот взять джинсы-клеш из семидесятых. Сейчас они будут выглядеть совсем по-другому: посадка, цветочек и длина.

Но извлечь с антресолей “старину” еще полдела. Главное — извлечь ее вовремя, более того, раньше других.

Это, между прочим, серьезная проблема для независимых дизайнеров: ведь они работают на одном поле с крупными вездесущими концернами, такими например, как LYMN или Prada Group. Внутри этих корпораций знают о моде все на два года вперед. Производители тканей и аксессуаров диктуют дизайнерам, из каких тканей предпочтительнее шить коллекцию, дизайнеры демонстрируют свои коллекции, редакторы модных журналов отмечают тенденции, погружаются в воспоминания и объединяют детали разных показов одной темой: “В моде — пятидесятые”.

— Моя мама, врач, обращается к модным журналам раз в год, по случаю, но доверяет им очень, — смеется Донис.

Бюро прогнозов

Но есть в фэшн-индустрии и специально обученные люди, которые непосредственно заведуют тенденциями. Так называемые Бюро стилей подводят глобальные итоги и составляют прогнозы на несколько сезонов вперед. Известны американские бюро: Look-Look, Forecast American Catalog, Zandl Group, Youth Intelligence, парижские: Li Edelkoort, Peclers, Promostyl, Nelly Rodi. “Тетради тенденций”, которые выпускают эти бюро, прогнозируют тенденции с опережением в год-полтора сравнительно с модными показами. То есть если на подиумах демонстрируют коллекции сезона весна/лето-2007, в бюро стиля на тот момент уже имеют более или менее ясное представление о том, что будет актуально весной и летом 2008 года.

Откуда же бюро узнают о том, что будет модно лишь через несколько лет? “Моду в любом случае диктует улица, — говорит российский дизайнер Васса, которая несколько лет проработала в нью-йоркском каталоге тенденций Forecast American Catalog. — Но в бюро стиля работают люди, обладающие способностью видеть то, чего не замечают другие”.

Конечно, специалисты бюро ищут идеи не только в уличной толпе: они следят за новыми фильмами и книгами, они должны быть в курсе политических событий и художественной жизни. Кино — один из важнейших источников модных тенденций: Ума Турман из тарантиновского “Убить Билла” спровоцировала настоящий бум на спортивные костюмы, шпион Остин Пауэрс вернул в мужской гардероб бархатный пиджак, а после “Кукол” Такеши Китано одежда модников зацвела диковинными пионами.

“Каждые полгода мы выпускаем тренд-книгу, — рассказала "Пятнице" Стефани ван Делфт, руководитель пресс-службы группы компаний Trend Union. — Тираж книги всего 250 экземпляров, а тренды в ней показаны в картинках, описаны в текстах, также там приведены образцы тканей и кожи. На нас работают агенты в Англии, Германии, Испании, США и даже Южной Африке. К примеру, один из них обнаружил где-то на выставке современной живописи настоящее засилье красного. В своем отчете она предположила, что этот цвет может стать лидером в будущем”.

Талант этих охотников за тенденциями, которых называют трендсеттерами , как раз и состоит в том, чтобы вычленить самое актуальное из огромного потока информации.

Затем в игру вступают социологи и маркетологи, а профессиональные иллюстраторы, имеющиеся в штате каждого бюро, превращают наблюдения трендсеттеров в эскизы.

Источник вдохновения

Конечно, для дизайнеров “тетради тенденций” — это не прямое руководство к действию, иначе коллекции Домов моды, пользующихся материалами одних и тех же бюро, были бы идентичны. Это скорее источник вдохновения, основа, от которой они могут отталкиваться в творческом поиске. Многие говорят, что по тетрадям они просто проверяют собственные предчувствия о том, что будет актуально завтра.

“Мой любимый источник — каталог парижского агентства Peclers, — продолжает Васса. — Он содержит большое количество коллажей, которые на первый взгляд выстроены в довольно сумбурный визуальный ряд. Там могут быть намешаны фрагменты из фильмов, зарисовки уличной жизни, фотографии известных людей, архитектурных сооружений, цветовые композиции. Но из всего этого складывается довольно четкая картина того, что будет актуально завтра. Каждый дизайнер читает эту информацию по-своему, интерпретируя ее под свой стиль, традиции, в которых он работает, под запросы рынка. Насколько я знаю, подобными каталогами пользуются практически все: дизайнер не может быть “просто свободным художником”, который творит “без оглядки на рынок”.- Я сама себе тетрадь тенденций, — возражает Елена Супрун, которая специализированными изданиями не пользуется. — Откуда они знают, что будет модно? В 30-е и 40-е годы не было никаких каталогов и дизайнеры без них как-то обходились!

Салоны тканей

Впервые тетради тенденций появились в начале 60-х и в первую очередь предназначались для производителей тканей. Впрочем, в те годы именно крупные салоны тканей и считались отправной точкой моды — все тенденции рождались именно там. Сегодня они также продолжают играть одну из ключевых ролей — мода в первую очередь рождается из ткани, именно ткань вдохновляет дизайнера и ведет его руку. Даже в рамках классики существуют определенные тенденции. Об этом говорит и тот факт, что текстильная промышленность каждый год предлагает новые, все более совершенные классические ткани. Многие дизайнеры, рассуждая об источниках вдохновения, часто упоминают парижский салон тканей Premiere Vision, проходящий дважды в год. Там можно найти все — от пуговиц до новейших тканей, которые завтра лягут в основу коллекций.

Последний салон Premiere Vision, проходивший в двадцатых числах сентября этого года, представлял материалы сезона осень/зима-2007/08. А дизайнеры уже разместили заказы для изготовления будущих коллекций. Весной 2008 года они представят свои коллекции на Неделях прет-а-порте, а уже затем наступит этап их внедрения в производство. Договорившись с поставщиками тканей, дизайнеры начнут закупать партии тканей для отшива тиража.

“Мы только что показали нашу летнюю коллекцию-2007 в Милане и уже готовимся заказать ткани на 2009 год, — уточняет Донис. — Сейчас фэшн-индустрия каждые полгода выдает актуальные тенденции. Это раньше New Look Диора мог оставаться актуальным в течение 10 лет”.

Мимолетное и долговечное

Однако зафиксировать новые тенденции — это еще не все: предстоит понять, какая из них сверкнет и погаснет с быстротой молнии, а какая окажется более долговечной.

“Несколько лет назад под Новый год в моду вошли искусственные цветы, — рассказывает Виктория Андреянова. — Они были настолько популярны, что появиться вечером без приколотого к платью цветка считалось чуть ли не верхом неприличия. А мы как раз накануне разместили в Таиланде крупный заказ на изготовление цветов из натурального шелка. И попали в самую точку. Впрочем, эта тенденция была очень скоротечной — то есть если бы мы задержались буквально на месяц, наши цветы, скорее всего, никого бы уже не заинтересовали”.

Правда, не все тенденции исчезают так стремительно. Есть такие, которые задерживаются на несколько сезонов, и, как правило, они наиболее приближены к реальной жизни, к массовому потребителю. Как, например, черный цвет или практичный стиль милитари. Именно поэтому их берут на вооружение производители массовой одежды и о них пишут глянцевые журналы, рассчитанные на самый широкий круг читателей.

А есть и заведомо мимолетные тенденции: пальто с ярко выраженной овальной формой, золотого цвета вечерние платья или женские смокинги. Такие тенденции обычно подробно описываются в модных журналах, и завзятые модники иногда даже по магазинам ходят, не выпуская журнал из рук: “Мне нужно именно это пальто. И оно у вас есть!”

Старое, доброе, вечное

А как же классика, которая никогда не выходит из моды? Маленькое черное платье, белая сорочка или английский костюм — они никогда не оказывались в положении аутсайдеров и никогда не исчезали из поля зрения модельеров. Есть клиенты, которые самым актуальным моделям сезона всегда предпочтут маленькое черное платье, — считает Андреянова. — Сама себя я скорее отношу к тем дизайнерам, которые ориентируются не на авангард, а на классику. Я не боюсь на этом “прогореть”. Действительно, бывают периоды, когда классику на какое-то время вымывают острые тенденции, но обычно ненадолго.

С другой стороны, история моды знала немало случаев, когда некоторые коллекции вначале подвергались шквалу критики, а затем становились классикой. Хрестоматийный пример — весенне-летняя коллекция “Гранж” Марка Джейкобса, показанная в 1992 году. После премьеры критики разнесли ее в пух и прах, однако спустя несколько лет, когда стиль гранж стал определяющим среди основных тенденций десятилетия, Джейкобс занял место в ряду дизайнеров, определяющих моду завтрашнего дня. В конце 60-х модные журналисты оттачивали перья за счет Ива Сен-Лорана, а в начале 80-х объектами нападок частенько становились Рэи Кавакубо и Йоджи Ямамото…

Что позволяет говорить еще об одной тенденции: даже коллекция, которую специалисты и трендсеттеры встречают в штыки как слишком радикальную, вполне имеет шансы со временем стать классической и остаться в моде на долгие годы.

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru