Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Чувство дистанции


Екатерина Бабкова
Источник: Деловая газета "Бизнес"

Согласно классическим правилам служебной дисциплины подчиненный должен обращаться к руководителю на "вы" и по имени-отчеству, как минимум. Потому что выполнять распоряжения Васи может быть сложнее, чем следовать указаниям Василия, допустим, Петровича. Однако, как показывает практика, обращение к начальству просто по имени и даже на "ты" не нарушает субординацию. Если, конечно, имеет для этого существенную причину и гармонично вписывается в корпоративную культуру.

Еще Петр I писал в одном из своих указов, что "подчиненный перед лицом начальства должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы не смущать его разумением своим". Популярность внешней "придурковатости" в современном бизнесе значительно снизилась.

Да и "разумением" сегодня можно смутить только отдельных представителей руководящего класса, страдающих от сомнений в собственной компетенции и прочих комплексов. Но все же общий смысл царского требования до сих пор остается актуальным: к вышестоящим коллегам нужно обращаться уважительно. И самый простой способ это уважение подчеркнуть - использовать местоимение "вы", а к имени добавлять отчество.

Исключение из правил

Привычка обращаться на "вы" и по имени-отчеству к "старшим по званию" воспитывается еще в детском саду - называть воспитательницу Машей вместо Марьи Ивановны и говорить ей "ты", как собственным родителям, детям не разрешают. Дальше привычка укрепляется в школе и в институте, в общении с педагогами.

Форма "Вы + имя-отчество" представляется неким символом уважения, пусть не всегда заслуженного, но необходимого для выражения подчинения одного человека другому. То есть, по сути, для соблюдения субординации.

Однако на практике от этого символа часто отказываются. Например, многим руководителям, не достигшим лет эдак пятидесяти, кажется, что отчество прибавляет им лишние годы, а потому они не возражают против использования в обращении к ним одного только имени, а иногда и настаивают на этом.

Форма обращения к начальству по имени и на "ты" все чаще используется для создания демократичной атмосферы в коллективе. А нередко может быть и обязательным условиемсохранения хороших отношений с коллегами. "К примеру, если люди начинали вместе на одинаковых позициях и привыкли к простому обращению в общении друг с другом, но со временем один из них занял руководящий пост - в этом случае будет логично, если коллеги продолжат обращаться к нему на "ты" и по имени, невзирая на его новую должность. Очень непросто назвать Иван Иванычем вчерашнего Ваню. И в этом случае требование свежеиспеченного начальника изменить форму обращения к нему может ухудшить отношения с коллегами",- характеризует возможную ситуацию консультант по подбору персонала кадрового агентства Ольга Дементьева.

Впрочем, по мнению руководителя компании "Центр кадровых технологий - XXI век" Тахира Базарова, само по себе обращение на "ты" между руководителем и подчиненными не является нарушением субординации. "Нарушение субординации означает, что человек берет на себя больше полномочий, чем ему положено",- уточняет он.

"Соблюдение субординации означает умение отличать личное от делового. Если простая форма в обращении не мешает начальнику оставаться требовательным по отношению к своим подчиненным, а для них не становится поводом пренебрегать распоряжениями руководителя, никакого нарушения дисциплины не происходит",- соглашается Ольга Дементьева.

Разумеется, субординация требует разрешения руководителя обращаться к себе на "ты". Однако существует мнение, что и несогласованное "ты" не нарушает правил дисциплины.

Тогда, когда руководитель сам использует это местоимение по отношению к подчиненным, не являясь при этом значительно старше их. Классика жанра допускает, что общение "ты - вы" происходит при разнице в возрасте как минимум в 10 лет. При меньшей разнице - вопрос спорный.

"Согласно этике переход на "ты" должен быть взаимным. То есть если руководитель начинает обращаться к своим подчиненным на "ты", он должен понимать, что в таком случае они имеют полное право также перестать использовать обращение "вы" по отношению к нему",- говорит Тахир Базаров.

"Ты или вы - не самое принципиальное в отношениях, важно, чтобы правила игры были четко оговорены",- подводититог тренер-консультант компании KPG Training Center Светлана Иванова.

"Ты" нужно заслужить

"Лично я не требую специального обращения к себе. Мне вообще нравится обращение без отчества, как на Западе. И в целом я думаю, что простая манера обращения к начальству может способствовать сплочению руководителя с коллективом. Вредит только излишняя, неоправданная демократичность. Когда у подчиненного полностью стираются грани внутренней иерархии компании, распоряжения руководителя могут не восприниматься всерьез",- говорит глава группы компаний "Ледово" Надежда Копытина.

Для того чтобы демократичность в общении была не излишней и оправданной, обращение на "ты" должно быть заслуженным.

"В начале 1980-х годов у меня был совершенно потрясающий начальник, который говорил так: "На "ты" можно перейти только с тем подчиненным, которому ты доверяешь и которому хочешь показать, что ваши контакты носят не только деловой, но и личный характер. То есть только в том случае, когда ты хочешь ему показать свое уважение"",- рассказывает Тахир Базаров. Надежда Копытина в подтверждение такой точки зрения подчеркивает, что сама допускает обращение на "ты" только с теми сотрудниками, которые работают в компании в течение долгого времени и с которыми прочно налажено взаимопонимание.

Кроме того, стиль обращения подчиненных с начальством должен соответствовать общему стилю корпоративной культуры. "Если коллектив достаточно молодой и стиль управления компанией демократический, обращение подчиненных к руководителю на "ты" может быть существенным плюсом для работы в целом. Если же у компании более строгая стилистика руководства, простая форма обращения будет мешать",- замечает Светлана Иванова.

Упрощенный вариант "ты + имя" логично выглядит в западных и прозападных организациях даже между русскоязычными начальниками и подчиненными. И, напротив, в классической российской компании, особенно в государственной структуре, даже очень близким друг другу начальнику и подчиненному использовать местоимение "ты" лучше только наедине друг с другом. А в официальной обстановке все же придерживаться классической формы общения.

Ольга Дементьева также добавляет, что выбор формы обращения к руководителю зависит и от сферы деятельности компании. "В творческой сфере, например в рекламном агентстве, простая форма, то есть обращение на "ты" и по имени, возможна даже между людьми с большой разницей в возрасте, а в строгой структуре, допустим, в банке, такая форма неприемлема и в общении между ровесниками",- говорит она.

Без сомнений

Важно, чтобы обращение на "ты" было именно следствием демократического стиля управления или доверительных отношений между руководителем и подчиненным, а не инструментом создания подобного стиля и подобных отношений.

Один только переход на "ты" не сможет исправить ситуацию, например, улучшить взаимоотношения с подчиненными или превратить строгую по форме структуру в компанию со свободным стилем общения. Так что, не имея стопроцентной уверенности в целесообразности местоимения "ты", от его использования лучше воздержаться.

"Переход на "ты" означает сокращение дистанции между людьми и, соответственно, допускает больше небрежности в общении,- напоминает Тахир Базаров.- И если такое сокращение дистанции недопустимо или нежелательно, не стоит производить его насильно. К тому же демократия подразумевает равенство между людьми. Взаимное обращение на "вы" это равенство не отменяет".

По мнению Тахира Базарова, обращение на "вы" в принципе полезней для деловых отношений. "Попробуйте произнести содержательную речь, обращаясь к слушателям на "ты",- убедительности и эффективности в таком сообщении будет немного. И, наоборот, для контраста попробуйте поругаться, используя обращение "вы": такая ссора либо не состоится, поскольку будет "отдавать" комичностью, либо будет куда более конструктивной, чем могла бы быть при использовании "ты"",- советует он.

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru