Психологические функции мышц
			 
			Марк Сандомирский 
			
			Источник: Elitarium.ru
			Из представления о телесной «привязке» тех или иных личностных качеств вытекает и метафорическое представление о психологических функциях отдельных мышц. Если это представление признается верным, то справедливо и то, что через нормализацию состояния мышц может осуществляться коррекция психологических проблем. Диагностика же состояния отдельных мышц может использоваться для диагностики психологических проблем. 			
			В классическом психоанализе показателем душевного здоровья человека считается сила Эго, а целью терапии — воспитание зрелого Эго. По аналогии с этим в бодинамическом анализе вводится понятие телесного Эго, функциями которого являются: 
    - мышление; 
 
    - эмоциональный контроль; 
 
    - жизненная позиция (убеждения и стереотипы поведения); 
 
    - баланс «Я» (внутренний психологический баланс между «Я» и «другими», между чувствами и разумом); 
 
    - приближение/отдаление (внешний баланс в отношениях с людьми); 
 
    - отношения с окружающими людьми; 
 
    - центрирование (самоуважение); 
 
    - заземление и тестирование реальности; 
 
    - формирование границ (ассертивность); 
 
    - самовыражение.
 
 
 Зрелое телесное Эго является условием как психологической, так и социально-психологической адаптации. На его основе выстраивается целостность, единство человека как с самим собой, так и с другими людьми, являющееся отражением общечеловеческой взаимосвязи. 
Термин «бодинамический» (bodynamic) образован от слияния двух корней: тело (body) + изменение (dynamics). Тем самым можно расшифровать его как «бодидинамический» анализ или анализ телесного развития. В основе метода лежат представления психологии возрастного развития, анатомии и возрастной физиологии нервно-мышечной системы, описывающие динамику телесного развития ребенка, ее параллелизм с развитием личностным. Разработан метод датским психотерапевтом Л. Марчер (Lisbeth Marcher), последовательницей В. Райха, опиравшейся на его представления о «мышечном панцире». 
Из представления о телесности Эго, о телесной «привязке» тех или иных личностных качеств вытекает и метафорическое представление о психологических функциях отдельных мышц или мышечных групп, которые лежат в основе телесно-психического единства. Если это представление признается верным, то справедливо и противоположное: через нормализацию состояния мышц может осуществляться коррекция психологических проблем (принцип обратной связи). Диагностика же состояния отдельных мышц может использоваться для диагностики психологических проблем. 
Л. Марчер подошла к описанию формирования структуры характера на телесном уровне как составной части психомоторного развития, а на психологическом уровне — как закономерно развивающейся во времени последовательности альтернативных выборов (табл. 2), формирующих структуру личности. Соответствующие этим наиболее общим выборам частные личностные свойства как бы запечатлеваются в мышцах (см. табл. 1). 
Таблица 1. Метафорические психологические функции мышц по Л. Марчер 
 
    
        
            | Группы мышц | 
            Психологические функции мышц | 
         
        
            | 
             Голова, шея 
             | 
         
        
            | Мимические мышцы в целом | 
            Выражение чувств, социальные контакты | 
         
        
            | Мышцы вокруг глаз | 
            Направленность внимания и краткосрочное планирование | 
         
        
            | Мышцы области рта и язык | 
            Эмоциональное принятие | 
         
        
            | Мышцы передней поверхности шеи | 
            Речевое самовыражение | 
         
        
            | Мышцы задней поверхности шеи | 
            Сила воли, гордость, ориентация в обстоятельствах | 
         
        
            | 
             Плечевой пояс и руки 
             | 
         
        
            | Разгибатели и сгибатели плеча, а также мышцы, приводящие и отводящие плечо | 
            Личное пространство в отношениях | 
         
        
            | Мышцы, поднимающие плечо | 
            Способность нести психологическую «ношу» | 
         
        
            | Ротаторы плеча | 
            Самозащита и способность принимать поддержку от других | 
         
        
            | Разгибатели предплечья | 
            Отталкивание, удерживание на дистанции | 
         
        
            | Сгибатели предплечья | 
            Привлечение и удержание | 
         
        
            | Ротаторы предплечья | 
            Брать и отдавать | 
         
        
            | Сгибатели и разгибатели запястья | 
            Позиционирование или социальный контроль поведения | 
         
        
            | Мышцы, противопоставляющие большой палец и мизинец | 
            Обострение восприятия; письменная речь | 
         
        
            | Разгибатели пальцев | 
            Тонкое приспособление (изменение границ); умение «отпускать от себя» | 
         
        
            | Сгибатели пальцев | 
            Прикосновение, изучение и удержание; способность брать и отдавать | 
         
        
            | 
             Туловище 
             | 
         
        
            | Мышцы передней области грудной клетки (большая и малая грудная и передняя зубчатая мышцы) | 
            Ощущение собственной ценности и личной силы (как в поверхностных, так и в глубинных контактах) | 
         
        
            | Межреберные мышцы (первичные дыхательные мышцы) | 
            Ощущение полноты бытия, «пространство дыхания» | 
         
        
            | Диафрагма (вторичная дыхательная мышца); поверхностные мышцы живота | 
            Эмоциональный самоконтроль; удержание и «переваривание» эмоций | 
         
        
            | Большая и малая поясничные мышцы | 
            Интимная привязанность | 
         
        
            | Разгибатели туловища (позвоночника) | 
            Способность противостоять эмоциональным и физическим стрессорам | 
         
        
            | Квадратная мышца поясницы | 
            Баланс между ориентацией на собственные чувства или на эмоции окружающих | 
         
        
            | Мышцы тазового дна | 
            Сексуальные чувства | 
         
        
            | 
             Ноги 
             | 
         
        
            | Сгибатели бедра | 
            Инициация движения вперед и психологического контакта | 
         
        
            | Разгибатели бедра | 
            Самоутверждение, способность «стоять на своем» | 
         
        
            | Ротаторы бедра | 
            Сексуально-чувственное самоосознавание | 
         
        
            | Мышцы, приводящие бедро | 
            Интимные и чувственные контакты | 
         
        
            | Разгибатели голени | 
            Персональные границы во взаимоотношениях | 
         
        
            | Сгибатели голени | 
            Выбор направления и контроль движения вперед | 
         
        
            | Малоберцовая мышца | 
            Персональный баланс в групповом взаимодействии | 
         
        
            | Разгибатели стопы и пальцев | 
            Контакт с реальностью | 
         
        
            | Сгибатели стопы | 
            Самоутверждение, способность «крепко стоять на ногах» | 
         
        
            | Сгибатели пальцев | 
            Ощущение контакта с землей | 
         
    
 
Бодинамический анализ внес существенные дополнения в райховские представления о структуре характера и «мышечном панцире». В телесной психотерапии структура характера первоначально понималась, по сути, как набор подсознательных, иррациональных стереотипов поведения в стрессовых ситуациях — набор, который формируется у каждого человека, начиная с раннего возраста (именно с воспроизведением детского опыта и связаны элементы иррациональности). При этом складывается он во многом стихийно, под влиянием обстоятельств (уточним: возможно, и путем подражания окружающим). Набор типичных психологических защит составляет, по Райху, «панцирь характера», а их отражение в виде участков повышенного мышечного тонуса — «мышечный панцирь». 
При этом, по мысли Л. Марчер, в процессе развития различные группы мышц «созревают» в разное время. И психомоторное развитие представляется как последовательное «созревание» определенных мышц (и освоение связанных с ними движений). Под «созреванием» здесь имеется в виду достижение такой степени зрелости нервно-мышечного аппарата, которая делает активность данной мышцы в полной мере доступной сознательному контролю. Переход мышцы в «зрелое» состояние связан с конкретным возрастным периодом, причем ограниченным достаточно узкими временными рамками. Это так называемый критический или сензитивный период развития, с которым также ассоциируется неизгладимый опыт, приобретенный в ситуации первичного научения (импринт). 
Когда ребенок сталкивается с психотравмирующими ситуациями, то возникают две проблемы. Во-первых, нарушение психомоторного развития, его частичная задержка на данном возрастном этапе (телесный аналог фрейдовской фиксации). Поначалу она призвана играть защитную роль, но в дальнейшем становится «тормозом» дальнейшего развития, основой комплекса неполноценности. Во-вторых, возникающий импринт, как правило, содержит биографические сцены, насыщенные травматичными переживаниями. Хотя эти воспоминания и подвергаются вытеснению, но вследствие того, что подобная защита не является абсолютной, они создают своего рода «ахиллесову пяту», островки повышенной психологической уязвимости в структуре личности. Связанные же с «проблемными» мышцами кинестетические ощущения частично вытесняются, становятся недоступными для сознания. 
Таблица 2. Периодизация возрастного психологического развития по Л. Марчер 
 
    
        
            | Этап развития | 
            Возрастные границы | 
            Психологическое содержание | 
         
        
            | Существование | 
            Внутриутробный период и до 3 месяцев после рождения | 
            Связь с матерью | 
         
        
            | Потребность | 
            От 1 месяца до 1,5 лет | 
            Интернализация чувства заботы со стороны окружающих, удовлетворения потребностей | 
         
        
            | Автономия | 
            От 8 месяцев до 2,5 лет | 
            Самостоятельное передвижение и общение с окружающими | 
         
        
            | Воля | 
            От 2 до 4 лет | 
            Способность добиваться цели и оказывать влияние на окружающих | 
         
        
            | Любовь | 
            От 3 до 6 лет | 
            Способность к поддержанию сердечных отношений | 
         
        
            | Формирование мнения | 
            От 5 до 8 лет | 
            Становление логического мышления, способности принимать решения на основе норм культуры | 
         
        
            | Коллективизм | 
            От 7 до 12 лет | 
            Способность быть членом группы/общества | 
         
    
 
Отсюда вытекают две задачи телесной психотерапии. Тактическую задачу составляет выявление мышечных «блоков»; задачу же стратегическую, осуществляемую на основе устранения этих «блоков», — развитие недостающих телесно-психологических ресурсов. Начальным этапом работы с пациентом является телесная диагностическая процедура — составление индивидуальной мышечной «карты». При подобном картировании проводится исследование около 200 мышц. При этом, в отличие от традиционной телесной терапии, анализируется не только статическая, «механическая» характеристика — мышечный тонус (то есть состояние мышцы в покое), но и динамическая характеристика состояния мышцы. Это так называемая реактивность, то есть рефлекторный ответ мышцы на ее механическую ручную стимуляцию — пальпацию. Подобный ответ мышцы можно сравнить с каналом обратной связи, с сигналом подсознания о приемлемости/неприемлемости данного телесного контакта. Если тонус мышцы и ее реактивность соответствуют срединному диапазону на условной шкале (диапазон нормы), то считается, что данная мышца находится в ресурсном состоянии. Иначе ее состояние расценивается как отклонение от нормы — соответственно гипо- или гиперреактивность. 
Сопоставление со схемой возрастного психомоторного развития позволяет предположить, в каком возрасте произошли психотравмирующие ситуации, повлиявшие на состояние мышц. Психологическая травма, перенесенная в течение критического периода возрастного развития либо в еще более в раннем возрасте, проявляется в гипотонусе (гипореактивности) соответствующей мышцы. Если же психотравма имела место в более старшем возрасте, то ее результатом становится мышечный гипертонус (гиперреактивность). 
В отличие от райховского подхода, бодинамический анализ отказывается от попыток насильственного снятия «мышечного панциря», чтобы не оставлять пациента беззащитным. Вместо этого предлагается обучать пациента осознаванию присутствия собственного «панциря» в различных жизненных ситуациях, как способу контроля эмоций и доступа к внутренним ресурсам. В конечном итоге наряду с восстановлением ресурсного состояния соответствующих мышц это приводит к укреплению или «пробуждению» телесного Эго, гармонизация функций которого и служит главной целью психокоррекционной работы. 
Автор - кандидат медицинских наук, доцент кафедры управления в социальных и экономических системах УГАТУ, практикующий психотерапевт, член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги. 		
		
		
		
		
				 |