Компетенции управленца, или Как построить взаимоотношения с сотрудниками
			 
			Ирина Иешкина 
			
			Источник: E-xecutive
			В теории можно найти десятки параметров, которым обязан соответствовать руководитель. Но на практике бывает достаточно нескольких компетенций, чтобы успешно справляться с обязанностями. Какими знаниями и навыками должен обладать управленец рассказывает Ирина Иешкина, руководитель службы внутреннего аудита компании «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» 			
			В компанию «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» я пришла на позицию руководителя службы внутреннего аудита. Работу начала с формирования команды, которая могла бы действовать сплоченно и эффективно. Естественно, мне пришлось столкнуться с определенными трудностями.  
В созданное мною подразделение были приняты люди разного возраста и с разным опытом работы: сотрудники финансового отдела, работники из других компаний, менеджер, занимавший позицию аудитора при прежнем руководстве. Разные подходы к работе сразу же дали о себе знать: в отделе возникла конфликтная ситуация.  
Я старалась выстроить доброжелательные отношения со всеми членами команды. Совсем иной тактики придерживался сотрудник прежнего отдела аудита, назначенный руководителем группы в новой команде. Во время обзорной экскурсии по предприятию он некорректно повел себя по отношению к одному из работников. Я попыталась объяснить менеджеру его ошибку, но понимания не встретила. Я увидела, что этот человек копирует модель поведения предыдущего руководителя и перестраиваться не будет. Тогда я решила разделить работу на участки и поручить сотруднику с ошибочными поведенческими навыками не руководство группой, а выполнение определенного конкретного задания. В конце аудиторской проверки этот менеджер уволился, поскольку не смог адаптироваться. Сейчас команда работает очень сплоченно. Я не ставила перед собой задачу избавиться от «неугодного» сотрудника. Напротив, даже предприняла попытку помочь ему изменить стереотипы поведения, но это оказалось неприемлемым для него, и он ушел.  
Сейчас я уже вижу результаты такого стиля руководства. Члены команды поняли, что я их всегда поддержу, если они правы, но и не буду замалчивать их просчеты. На первых порах мне было непросто: многие в моей группе, а в ней 18 человек, старше меня. Я поделилась своими проблемами с директором компании Тони Майером, и он мне дал очень простой и очень важный совет: «Будь справедлива». И я стараюсь быть справедливой. 
Не наказывать, а сотрудничать 
В современном понимании аудит – это не только и не столько проверка финансовой отчетности. Финансовую отчетность проверяют в основном внешние аудиторы. Внутренний аудит – это скорее оценка операционной эффективности процессов в компании. Но к любому аудиту отношение будет негативным. В России всякая ревизия ассоциируется исключительно с последующим наказанием. И изменить такое положение вещей непросто.  
Как побудить персонал компании сотрудничать с аудиторами? Прежде всего, я считаю, необходимо создать атмосферу доброжелательности. О готовящейся проверке нужно предупреждать сотрудников заранее. Нужно организовать встречу со всем менеджментом предприятия и подробно рассказать, для чего проводится аудит. В наши задачи не входит полицейская функция. Если в каких-то подразделениях есть недостатки, мы готовы помочь, дать рекомендации, как их исправить. 
Обнаружив какие-то промахи сотрудников, аудиторы, как правило, сообщают об этом исключительно руководству компании. Это неверно: целью проверки является повышение эффективности работы компании, а не публичное обсуждение персонала, допустившего ошибки. Каждое положение отчета я обсуждаю непосредственно с исполнителями. И они, как правило, сразу же стремятся исправить ситуацию.  
Внезапные проверки, закрытость аудиторов, которые отсылают свои отчеты директору компании, минуя руководителей подразделений, порождают недоверие, нежелание сотрудничать с аудиторским отделом. Когда мы пришли на производство, то столкнулись с тем, что персонал, желая скрыть какие-то недостатки, сообщает неверные сведения, не предоставляет необходимые документы и т.д. В этом случае, чтобы понять, каково истинное положение вещей, аудиторам нужно на профессиональном уровне разбираться в производственных процессах. Поэтому мы начали с обучения команды. Дело в том, что готовых специалистов по аудиту молочной промышленности нет. И всем нашим сотрудникам пришлось изучить технологические процессы обработки молока и превращения его в конечный продукт. Когда работники понимают, что запутать проверяющих не удастся, они идут на сотрудничество.  
Но и этого недостаточно. Важно побудить персонал к открытому общению, объяснить работникам компании, что рекомендации, которые мы предлагаем, взяты не с потолка. И люди начинают работать по-другому.  
Каждому – свое? 
Подбирая сотрудников в отдел, я не требовала от них опыта работы в аудите. Кандидаты должны были обладать профессиональными знаниями в своей области. Кроме того, они должны были продемонстрировать стремление работать именно в компании «Вимм-Билль-Данн». Плюс въедливый ум, открытость и честность, стрессоустойчивость. Нельзя сказать, что я уже во время собеседований не видела недостатков будущих сотрудников. Но недостатки можно компенсировать. Допустим, если человек недостаточно хорош в общении, ему можно предложить работу с анализом документов. Главное – баланс в коллективе. У каждого работника – свои профессиональные знания и навыки. Аудитом начисления налога на прибыль не должен заниматься специалист по рискам операционной эффективности в производстве. То есть команда строится по принципу взаимного дополнения. Правда, сейчас я пытаюсь ввести некоторую взаимозаменяемость, побуждаю сотрудников узнавать как можно больше о смежных областях деятельности, поскольку при работе на некоторых участках лидер может меняться от одной аудиторской проверки к другой. Я сама стремлюсь овладеть всеми базовыми компетенциями. Не детально, разумеется. Можно не знать тонкостей, но в целом представлять себе производственные и бизнес-процессы необходимо, чтобы адекватно оценивать работу подчиненных.  
Сколько их нужно для полного счастья  
Для успешной работы управленцу достаточно хорошего владения 6–8 компетенциями. Иногда в процессе работы возникает потребность развить в себе какие-то качества или приобрести знания и навыки. Например, многим лидерам компаний необходим навык публичных выступлений, и они стремятся развить его, чтобы укрепить свое положение в организации.  
Существуют разные тепы людей: некоторые без какого-то серьезного стимула не будут ничего менять в себе, другие испытывают потребность в постоянном самосовершенствовании. Но есть и объективные рабочие обстоятельства, которые побуждают развивать все новые компетенции. Аудитор – это такая профессия, которая предполагает постоянное обучение. В компании «Вимм-Билль-Данн» менеджеры из отдела аудита участвуют во многих тренингах, которые проводятся в корпоративном университете компании. Тренинг необходим в первую очередь тогда, когда сотруднику предстоит участие в определенном проекте, который потребует специальных знаний. В то же время обучение – это способ поощрить сотрудника. Так образуется своего рода замкнутый круг: чем лучше человек работает, тем больше у него возможностей пройти обучение, а затем использовать полученные знания, чтобы работать еще лучше.  
Чтобы понять, каких навыков не хватает для успешной работы, необходима оценка деятельности сотрудников. Чтобы составить мнение о сотруднике, я смотрю и слушаю. Оценка работы складывается в процессе непосредственного общения. Я не назначаю специальных встреч – просто коммуницирую. Думаю, не каждый человек, к которому я обращаюсь, понимает, что я интересуюсь рабочей ситуацией. У своих непосредственных подчиненных я обычно спрашиваю, насколько выполнена поставленная задача, и в процессе разговора проясняю все остальное. Я обязательно «даю обратную связь» – указываю на допущенные промахи. Но стараюсь также и хвалить за хорошую работу, хотя делаю это реже, чем нужно. Это общий недостаток российских менеджеров – скупость на похвалу. Стараюсь исправляться.  
Компетенция контроля  
Чтобы контролировать подчиненных, прежде всего необходимо ставить четкие задачи и точно определять сроки, в которые эти задачи должны быть выполнены. Если цели и сроки определены, нужно время от времени выяснять, как развивается процесс, то есть осуществлять промежуточный контроль, а по истечении намеченного срока проводить окончательный «зачет». Иногда достаточно задать вопрос: «Все ли нормально?» Сейчас взаимоотношения в компании таковы, что на этот вопрос я получаю откровенный ответ. 
Для построения системы внутреннего контроля важно постоянное общение с региональными директорами. Менеджер по внутреннему контролю не может работать без постоянного контакта с региональными директорами. Он дает оценку ситуации, но без указаний директоров никто его рекомендаций по исправлению недостатков выполнять не будет. Мне на первых порах пришлось постоянно общаться с региональными руководителями и убеждать их повлиять на ситуацию: они должны были позиционировать менеджера по внутреннему контролю таким образом, чтобы руководители отделов, направлений воспринимали его как человека, который не только указывает на недостатки, но и помогает их решить. Ведь большинством аудитор воспринимается как надсмотрщик. Я давала рекомендации, как лучше построить взаимоотношения с сотрудниками, чтобы работу менеджера по контролю воспринимали не только как жесткую критику, но и как источник помощи. Так постепенно выправлялись недостатки в системе контроля. Это тоже входит в мою компетенцию – проанализировать, где в бизнес-процессе узкие места, где возможные риски. И дать уже оценку этим рискам.  
Мария Михайлова, консультант компании DeTech Russia: «На первом этапе создания группы аудита Ирина Иешкина продемонстрировала способность выстраивать доверительные отношения с сотрудниками. Второй важной компетенцией были хорошие аналитические навыки и специальные знания, позволявшие увидеть ошибки и недочеты не только в документации, но и в производственных процессах. В-третьих, понадобилось знание бизнес-процессов, коммерческое мышление, чтобы оценить недочеты в работе компании. И наконец, потребовались навыки коммуникации, чтобы добиться доверия людей, добиться сотрудничества.  
Существуют два полярных стиля общения руководителя с подчиненными. Первый вариант: главный приближает к себе двух-трех сотрудников и через них общается со всеми остальными, не ставя перед собой задачу разбираться в текущих обстоятельствах. Второй – предполагает доброжелательное личное общение со всеми членами команды. Результат – стопроцентная поддержка, которую оказывают сотрудники руководителю: человеческое внимание ценится очень высоко». 
Компания DeTech Russia провела исследование, в рамках которого был проинтервьюирован 141 топ-менеджер и менеджер среднего звена из разных городов России, и на основе анализа полученных данных была создана модель, которая позволяет судить об успешности менеджера. В основе модели – принцип критических инцидентов, то есть анализ сложных рабочих ситуаций и способов выхода из них. Именно она дает возможность определить, какие именно компетенции необходимы для выполнения должностных обязанностей на конкретной позиции.  
20 компетенций, важных для успешной работы менеджеров в России, выявленных в результате исследования компании DeTech 
Навыки принятия решений 
Анализ проблем 
Выделяет составные части проблемы и делает правильные выводы на основе имеющейся информации. Рассматривает альтернативы и предлагает оптимальное решение.  
    
        
            | Позитивные индикаторы | 
            Негативные индикаторы | 
         
        
            | • Точно воспринимает и интерпретирует информацию | 
            • Допускает ошибки в интерпретации информации | 
         
        
            | • Разбивает сложную проблему на составные части, выделяет основную информацию | 
            • Анализирует проблему, не разбивая ее на составные части, не выделяет наиболее важные аспекты | 
         
        
            | • Делает рациональные и правильные выводы на основе имеющейся информации | 
            • Анализируя информацию, делает ошибочные и нерациональные выводы  | 
         
        
            | • Предлагает осуществимые решения, соответствующие требованиям ситуации | 
            • Предлагает решения, не соответствующие требованиям ситуации, или не предлагает их вовсе | 
         
        
            | • При принятии решения рассматривает положительные и отрицательные стороны каждого варианта | 
            • Не рассматривает сильные и слабые стороны каждого варианта в процессе принятия решений | 
         
        
            | • Предлагает решения с учетом разных вариантов развития событий | 
            • Предлагает решения без учета различных вариантов развития событий | 
         
    
 
Сбор информации 
Определяет, какой информации не хватает для принятия решения и из каких источников ее можно получить. Обращается к этим источникам, формулирует точные вопросы для получения информации. 
    
        
            | Позитивные индикаторы | 
            Негативные индикаторы | 
         
        
            | • Определяет нужные источники информации | 
            • Затрудняется в определении нужных источников информации | 
         
        
            | • Собирает и учитывает при решении проблем информацию разного типа из разных источников | 
            • Рассматривает недостаточное число источников информации при решении проблем | 
         
        
            | • Четко фиксирует полученную информацию | 
            • Не фиксирует собранную информацию | 
         
        
            | • Находит всю необходимую для принятия решений информацию | 
            • Находит только часть необходимой для принятия решений информации | 
         
        
            | • Формулирует точные вопросы для получения нужной информации | 
            • Задает неверные вопросы для получения необходимой информации или не задает их | 
         
        
            | • Уточняет правильность своего понимания ситуации | 
            • Не проясняет правильность своего понимания ситуации | 
         
    
 
Управленческие навыки 
Планирование и организация 
Устанавливает для себя и других направление и порядок действий, необходимые для достижения цели. Составляет планы, учитывая возможные изменения обстоятельств. Эффективно распределяет ресурсы. 
    
        
            | Позитивные индикаторы | 
            Негативные индикаторы | 
         
        
            | • Составляет подробные планы, детально прописывает порядок действий | 
            • Составляет планы в общем виде, не учитывает детали | 
         
        
            | • Правильно расставляет приоритеты, учитывая важность и срочность задачи | 
            • Не расставляет приоритеты в задачах или ошибается в расстановке приоритетов | 
         
        
            | • Заранее разрабатывает альтернативные варианты действий на случай непредвиденных ситуаций | 
            • Не имеет проработанных вариантов действий на случай непредвиденных ситуаций | 
         
        
            | • Пересматривает планы по всем стадиям проекта и вносит коррективы в план работы с учетом возникающих изменений | 
            • Не корректирует планы при возникновении изменений | 
         
        
            | • При планировании точно определяет ресурсы, необходимые для решения задачи | 
            • Ошибается в определении необходимых ресурсов для решения задачи | 
         
        
            | • Эффективно организует свое время и время своих подчиненных в ситуации большой загрузки, не допуская сбоев | 
            • Нерационально организует свое время и время своих сотрудников в ситуации большой загрузки, провоцируя тем самым возможность сбоев | 
         
    
 
Управление людьми 
Ставит задачи перед подчиненными. Распределяет и делегирует работу. Контролирует достижение поставленных целей. 
    
        
            | Позитивные индикаторы | 
            Негативные индикаторы | 
         
        
            | • Формулирует ясные и конкретные задачи для подчиненных | 
            • Формулирует неясные и расплывчатые задачи для подчиненных | 
         
        
            | • Определяет приоритетность задач и информирует об этом подчиненных | 
            • Не информирует подчиненных о приоритетности задач | 
         
        
            | • Четко согласовывает критерии оценки успешности работы | 
            • Не определяет критерии успешности работы | 
         
        
            | • Эффективно распределяет рабочую нагрузку среди подчиненных | 
            • Неравномерно и без учета возможностей подчиненных распределяет рабочую нагрузку | 
         
        
            | • Делегирует работу подходящим для этого сотрудникам и предоставляет им все необходимые полномочия | 
            • Предпочитает выполнять всю работу самостоятельно | 
         
        
            | • Согласует с подчиненными контрольные сроки для оценки результатов намеченных шагов | 
            • Не назначает никаких промежуточных сроков для оценки результатов согласованных действий | 
         
        
            | • Регулярно координирует и оценивает деятельность подчиненных | 
            • Не координирует и не оценивает работу подчиненных или делает это время от времени | 
         
    
 
Развитие подчиненных 
Способствует развитию других, выступая в качестве примера. Учитывает личностные и профессиональные качества сотрудников и их карьерные устремления. Отслеживает прогресс в развитии подчиненных. 
    
        
            | Позитивные индикаторы | 
            Негативные индикаторы | 
         
        
            | • Передает подчиненным свой опыт и знания для совершенствования их работы | 
            • Не делится с подчиненными своим опытом и знаниями по собственной инициативе | 
         
        
            | • Определяет потребности подчиненных в развитии необходимых навыков | 
            • Не определяет потребности подчиненных в развитии или определяет их неверно | 
         
        
            | • Поощряет подчиненных к обучению и профессиональному развитию | 
            • Не поощряет подчиненных к обучению и профессиональному развитию | 
         
        
            | • Предлагает способы развития необходимых подчиненным навыков | 
            • Не объясняет, как надо развивать необходимые навыки | 
         
        
            | • Регулярно оценивает уровень развития навыков подчиненных | 
            • Не отслеживает уровень развития подчиненных или делает это от случая к случаю | 
         
        
            | • Подробно разбирает ошибки и успехи подчиненных с целью их профессионального развития и обучения | 
            • Не выделяет время для разбора ошибок и успехов подчиненных | 
         
    
 
Лидерство 
Мотивирует других на достижение намеченных целей, используя соответствующие межличностные стили и методы при управлении группами или отдельными людьми (подчиненными, равными по положению, вышестоящими). 
 
    
        
            | Позитивные индикаторы | 
            Негативные индикаторы | 
         
        
            | • Поддерживает уверенность в успехе у своих подчиненных | 
            • Своими действиями демотивирует подчиненных | 
         
        
            | • Отмечает и поощряет удачные действия подчиненных | 
            • Не поощряет успешные действия подчиненных | 
         
        
            | • Использует различные способы мотивации в зависимости от индивидуальных особенностей подчиненных | 
             Применяет ко всем подчиненным один и тот же подход | 
         
        
            | • Регулярно поощряет наиболее эффективных работников | 
            • Лишь от случая к случаю поощряет успешных работников | 
         
        
            | • Мотивирует на выполнение задачи, увязывая воедино интересы сотрудника и организации | 
            • Не связывает интересы сотрудника с организационными | 
         
        
            | • Применяет разные стили руководства в зависимости от ситуации | 
            • Использует один стиль руководства во всех ситуациях | 
         
    
 
Мотивация 
Инициативность 
Предлагает идеи и решения, направленные на повышение эффективности работы. Выступает инициатором действий. Прикладывает дополнительные усилия, выходит за рамки своих функциональных обязанностей, чтобы активно влиять на ситуацию. 
    
        
            | Позитивные индикаторы | 
            Негативные индикаторы | 
         
        
            | • Подробно разбирает процесс работы и ищет области, которые можно улучшить | 
            • Не интересуется деталями рабочего процесса, не выявляет области, где необходимы улучшения | 
         
        
            | • Действует по собственной инициативе в рамках поставленной задачи | 
            • Постоянно обращается за помощью к руководству для решения поставленной задачи | 
         
        
            | • Инициирует использование новых подходов для решения проблем в компании | 
            • Не проявляет инициативы во внедрении новых подходов для решения проблем в компании | 
         
        
            | • Предлагает нестандартные способы решения, если оценивает их как более эффективные | 
            • Не вносит предложений для повышения эффективности  | 
         
        
            | • Для достижения необходимого результата готов взять на себя дополнительные функции, даже если они не входят в сферу его ответственности | 
            • Избегает брать на себя дополнительные функции, даже если это препятствует достижению цели | 
         
    
 
Ориентация на качество 
Устанавливает высокие стандарты качества для себя, других. Учитывает все требования к работе, включая самые незначительные, чтобы полностью и качественно выполнить поставленные задачи. Проявляет неудовлетворенность средним уровнем выполнения работы. 
    
        
            | Позитивные индикаторы | 
            Негативные индикаторы | 
         
        
            | • Устанавливает высокие стандарты работы, оценивает по ним свою работу и работу подчиненных | 
            • Не определяет стандарты работы для себя и подчиненных или не опирается на них при оценке работы | 
         
        
            | • Подчеркивает важность соблюдения установленных стандартов работы | 
            • Не уделяет внимания ситуациям с нарушением стандартов работы | 
         
        
            | • Предпринимает усилия для повышения качества своей работы | 
            • Не стремится повысить качество своей работы | 
         
        
            | • Мотивирует коллег и подчиненных к повышению качества работы | 
            • Не поощряет коллег и подчиненных к повышению качества работы | 
         
        
            | • Проявляет неудовлетворение низким качеством работы других, требует переделать работу или исправить ошибки | 
            • Спокойно воспринимает низкое качество работы, не прилагает усилий для исправления ошибок в работе | 
         
    
 
Нацеленность на результат 
Ставит перед собой и своим подразделением амбициозные цели и активно стремится их достичь. Сталкиваясь с препятствиями, проявляет настойчивость и ищет различные пути для достижения результата. 
    
        
            | Позитивные индикаторы | 
            Негативные индикаторы | 
         
        
            | • Ставит перед собой и своими подчиненными амбициозные цели | 
            • Выбирает для себя и своих подчиненных легко выполнимые задачи | 
         
        
            | • Проявляет энтузиазм и действует энергично в процессе достижения поставленной цели | 
            • Не проявляет высокой активности в процессе работы | 
         
        
            | • Доводит начатое дело до конца | 
            • Не доводит начатое дело до конца | 
         
        
            | • При возникновении препятствий неоднократно повторяет попытки достичь поставленной цели | 
            • Отступает от намеченной цели при возникновении препятствий | 
         
        
            | • Находит новые способы достижения цели, если используемый им метод не приводит к желаемому эффекту | 
            • Не ищет других способов достижения цели, даже если используемый им метод не приносит результата | 
         
        
            | • При необходимости привлекает дополнительные ресурсы, в том числе других людей, для достижения поставленной цели в кратчайшие сроки | 
            • Не прилагает усилий, чтобы привлечь дополнительные ресурсы, необходимые для достижения результата | 
         
    
 
Саморазвитие 
Открыт новым знаниям и опыту. Правильно оценивает свои сильные и слабые стороны, постоянно развивает свои профессиональные, деловые и личностные качества. Берется за решение более сложных задач с целью своего профессионального развития. 
    
        
            | Позитивные индикаторы | 
            Негативные индикаторы | 
         
        
            | • Регулярно осуществляет поиск информации о происходящих изменениях и появлении новых разработок в своей области | 
            • Не следит за происходящими изменениями и появлением новых разработок в своей профессиональной сфере | 
         
        
            | • Правильно оценивает свои сильные и слабые стороны | 
            • Ошибается в оценке своих сильных и слабых сторон  | 
         
        
            | • Ставит конкретные цели для профессионального саморазвития с учетом развития компании | 
            • Затрудняется сформулировать цели своего профессионального развития либо формулирует их в общем виде | 
         
        
            | • Запрашивает обратную связь о своей работе и использует эту информацию для совершенствования своей деятельности | 
            • Не запрашивает обратную связь о своей работе | 
         
        
            | • Использует удачный опыт конкурентов, коллег и партнеров или их ошибки для повышения своего профессионального уровня | 
            • Не использует позитивный и негативный опыт конкурентов, коллег и партнеров для повышения своего профессионального уровня | 
         
        
            | • Приобретает новые знания и навыки в смежных областях | 
            • Развивается только в рамках своей профессиональной деятельности | 
         
        
            | • Предпринимает практические шаги по саморазвитию (читает специальную литературу, посещает семинары и пр.) | 
            • Не видит необходимости своего развития, не предпринимает шаги по саморазвитию | 
         
    
 
Коммерческое мышление 
В своих действиях руководствуется коммерческой целесообразностью, оценивает ситуацию с точки зрения затрат и прибыльности. Учитывает стратегию компании при принятии решения. 
    
        
            | Позитивные индикаторы | 
            Негативные индикаторы | 
         
        
            | • Оценивает эффективность каждого из вариантов решения, рассчитывая затраты и прибыльность | 
            • Не учитывает затраты и прибыльность, оценивая эффективность вариантов решения | 
         
        
            | • Находит пути увеличения прибыли для своей компании | 
            • Не интересуется возможностями увеличения прибыли для своей компании | 
         
        
            | • Использует информацию о рынке при принятии решений | 
            • Не использует информацию о рынке при принятии решений | 
         
        
            | • Оценивает все предложения с точки зрения возможностей компании на рынке (повышение прибыльности, открытие новых перспектив роста и развития и т.д.) | 
            • Оценивая предложения и идеи, не учитывает, как они могут отразиться на позиции компании на рынке | 
         
        
            | • Принимая решение, использует знание стратегии Компании и особенности конкурентов | 
            • В своих решениях не использует знание стратегии Компании и особенности конкурентов | 
         
        
            | • Точно предсказывает возможные изменения на рынке, прогнозирует будущие запросы | 
            • Не уделяет внимание анализу и прогнозу возможных запросов рынка в будущем | 
         
    
 
Системность мышления 
Рассматривает ситуацию в широком контексте, определяет причины возникновения проблем, находит способы предотвращения их в будущем. Видит, I как его решения отражаются на других (людях, отделах, компаниях). 
 
    
        
            | Позитивные индикаторы | 
            Негативные индикаторы | 
         
        
            | • Видит взаимосвязь отдельных частей проблемы из разных областей | 
            • Не определяет взаимосвязь между различными частями и составляющими проблемы | 
         
        
            | • Делает правильные выводы о причинах возникновения проблем | 
            • Делает ошибочные заключения о возможных причинах возникновения проблем | 
         
        
            | • Действует таким образом, чтобы предупредить возникновение проблем в будущем | 
            • Не определяет, какие проблемы могут возникнуть в будущем, и не предлагает их возможных решений | 
         
        
            | • Принимает решения, учитывая максимальное количество факторов, влияющих на ситуацию | 
            • Принимает решения без учета достаточного количества факторов, влияющих на ситуацию | 
         
        
            | • Учитывает, как предложенное им решение отразиться на деятельности других людей, подразделений, организаций | 
            • Не берет в расчет деятельность других людей, подразделений, организации в своих решениях и действиях | 
         
        
            | • Оценивает последствия принимаемых решений для компании в целом | 
            • Не просчитывает последствия своих решений для компании в целом | 
         
    
 
Индивидуальные черты 
Стрессоустойчивость 
Демонстрирует стабильность работы и контролирует свое поведение, работая в стрессовых ситуациях (при недостатке времени, под давлением и пр.). Эффективно работает в течение долгого времени, решая однообразные или трудоемкие задания. 
    
        
            | Позитивные индикаторы | 
            Негативные индикаторы | 
         
        
            | • Эффективно работает в условиях временных ограничений | 
            • Снижает эффективность работы, если выполняет ее в условиях временных ограничений | 
         
        
            | • Продолжает работать на прежнем уровне, сталкиваясь с препятствиями и затруднениями | 
            • Теряется или отказывается от выполнения работы, сталкиваясь с препятствиями и сопротивлением | 
         
        
            | • Быстро восстанавливается после неудач и продолжает работу | 
            • После неудач прекращает работать или некоторое время работает с низкой эффективностью | 
         
        
            | • Сохраняет обычную работоспособность под давлением или при сопротивлении | 
            • Снижает работоспособность под давлением или при сопротивлении | 
         
        
            | • Эффективно работает в течение долгого времени, решая однообразные или трудоемкие задания | 
            • Снижает эффективность при решении однообразных или трудоемких задач | 
         
        
            | • Контролирует свое поведение, не позволяет эмоциям мешать работе | 
            • Не контролирует свое поведение, открыто демонстрирует эмоции в ущерб работе | 
         
    
 
Позитивное мышление 
Концентрируется на позитивных моментах в сложных ситуациях, демонстрирует уверенность в успешном разрешении проблемы. 
    
        
            | Позитивные индикаторы | 
            Негативные индикаторы | 
         
        
            | • Отмечает для себя положительные стороны проблемной ситуации | 
            • Акцентирует внимание на негативных моментах ситуации | 
         
        
            | • Демонстрирует уверенность в успешном разрешении проблемы | 
            • Демонстрирует неуверенность, когда возникают сложности при решении проблем | 
         
        
            | • Видит возможное решение проблемы, даже когда другие считают ситуацию безвыходной | 
            • Сразу отказывается от решения проблемы, заявляя, что ситуация безвыходная | 
         
        
            | • Указывает другим на возможности, которые предлагает ситуация | 
            • Не предлагает другим взглянуть на ситуацию сточки зрения возможностей, которые она предоставляет | 
         
    
 
Адаптивность 
Адаптирует свои методы работы и стиль поведения в соответствии с требованиями изменившейся ситуации. Помогает другим адаптироваться к изменениям. 
    
        
            | Позитивные индикаторы | 
            Негативные индикаторы | 
         
        
            | • Быстро перестраивает свое поведение в соответствии с изменяющимися обстоятельствами | 
            • Не меняет своего поведения, несмотря на изменяющиеся обстоятельства | 
         
        
            | • В ситуации столкновения различных точек зрения быстро находит компромиссные варианты решения | 
            • Испытывает сложности при выработке компромиссных решений | 
         
        
            | • Быстро переключается с выполнения одной задачи на другую без потери качества | 
            • При необходимости быстро переключиться с одной задачи на другую продуктивность работы уменьшается | 
         
        
            | • Отказывается от привычных методов работы в пользу новых, если оценивает их как более эффективные | 
            • Сопротивляется внедрению новых методов работы | 
         
        
            | • Своим поведением показывает пример адаптации к изменениям | 
            • Не показывает на своем примере, как надо адаптироваться к изменениям | 
         
        
            | • Поддерживает других людей и помогает им приспособиться к изменениям | 
            • Не оказывает поддержку другим людям во время изменений и не помогает им приспособиться к изменениям | 
         
    
 
Ответственность 
При принятии решения берет на себя ответственность за свои действия и действия своих подчиненных. Принимая на себя обязательства, четко им следует. 
    
        
            | Позитивные индикаторы | 
            Негативные индикаторы | 
         
        
            | • Несет ответственность за собственные решения и действия | 
            • Перекладывает ответственность на других людей | 
         
        
            | • Берет на себя ответственность за работу своих подчиненных | 
            • Избегает брать на себя ответственность за работу своих подчиненных | 
         
        
            | • Открыто признает свою вину и свои ошибки | 
            • Перекладывает свою вину на других людей, не признает свои ошибки | 
         
        
            | • Работая в команде, демонстрирует стремление достичь командных целей и берет на себя ответственность за достижение результата | 
            • Работая в группе, перекладывает ответственность за достижение результата на других ее членов | 
         
        
            | • Не отказывается от взятых на себя обязательств даже при столкновении с трудностями | 
            • Сталкиваясь с затруднениями, отказывается от взятых на себя обязательств | 
         
        
            | • Использует все возможные способы и активно действует для выполнения взятых на себя обязательств | 
            • Неохотно работает для выполнения взятых на себя обязательств | 
         
    
 
Межличностные навыки 
Межличностное понимание 
Демонстрирует внимательное отношение к чувствам и потребностям других людей, проявляет активное слушание. Использует разные стили общения с учетом индивидуальных особенностей собеседника. 
    
        
            | Позитивные индикаторы | 
            Негативные индикаторы | 
         
        
            | • Доброжелательно общается с другими | 
            • Резко и недоброжелательно общается с другими | 
         
        
            | • Внимательно слушает собеседника, чтобы понять его точку зрения | 
            • Слушает собеседника невнимательно, перебивает | 
         
        
            | • Проясняет потребности собеседника в разговоре | 
            • Не интересуется потребностями собеседника | 
         
        
            | • Учитывает потребности других людей при принятии решений | 
            • Игнорирует интересы других людей при принятии решений | 
         
        
            | • Находит общий язык с разными типами людей | 
            • Устанавливает взаимопонимание только с определенным типом людей | 
         
        
            | • Гибко меняет свой стиль коммуникации в зависимости от индивидуальных особенностей собеседника | 
            • Использует один стиль общения без учета особенностей собеседника | 
         
    
 
Работа в команде 
Проявляет терпимость к точке зрения других, идет на компромисс. Вносит ощутимый вклад в работу команды, даже если не учтены его личные интересы. 
    
        
            | Позитивные индикаторы | 
            Негативные индикаторы | 
         
        
            | • Активно поддерживает конструктивные идеи других участников, даже если они противоречат его интересам | 
            • Противодействует конструктивным идеям других участников, если они противоречат его собственным интересам | 
         
        
            | • Вносит существенный вклад в групповое решение | 
            • Не принимает участия в процессе выработки группового решения | 
         
        
            | • Запрашивает мнение коллег и необходимую информацию для решения совместных задач | 
            • Игнорирует позицию других людей | 
         
        
            | • Своевременно и полно предоставляет информацию коллегам по их запросу | 
            • Не делится с коллегами необходимой им информацией | 
         
        
            | • При решении совместных задач согласовывает и координирует свою работу с коллегами | 
            • Не учитывает влияния своих действий на работу коллег при решении совместных задач | 
         
        
            | • В случае необходимости помогает коллегам с выполнением поставленных перед ними задач | 
            • Отказывается помогать коллегам даже после прямого запроса с их стороны | 
         
    
 
Убедительная коммуникация  
Ясно и структурировано излагает свои мысли, приводит убедительные аргументы. Сталкиваясь с возражениями, отстаивает свою точку зрения.  
 
    
        
            | Позитивные индикаторы | 
            Негативные индикаторы | 
         
        
            | • Ясно, четко и структурировано излагает свою точку зрения | 
            • Путано выражает свою позицию | 
         
        
            | • Получает согласие других со своими предложениями | 
            • Не может убедить других в правильности своей точки зрения | 
         
        
            | • Приводит разнообразные аргументы в поддержку своей точки зрения | 
            • Не приводит аргументов в защиту своей позиции или приводит только один аргумент | 
         
        
            | • Предоставляет информацию в необходимом для собеседника объеме и форме | 
            • Предоставляет информацию без учета запросов и потребностей собеседника | 
         
        
            | • Использует различные способы влияния в зависимости от особенностей собеседника | 
            • Использует одну и ту же стратегию убеждения вне зависимости от особенностей собеседника | 
         
        
            | • Находит сторонников и с их помощью продвигает свои идеи | 
            • Не ищет сторонников для продвижения своих идей | 
         
    
 
Построение взаимоотношений 
Общается с другими в дружелюбной манере, создает доверительную атмосферу. Устанавливает долгосрочные партнерские отношения с другими людьми внутри и вне организации. 
 
    
        
            | Позитивные индикаторы | 
            Негативные индикаторы | 
         
        
            | • Эффективно устанавливает контакт с незнакомыми людьми | 
            • Тратит много времени на установление контакта с незнакомыми людьми | 
         
        
            | • Демонстрирует открытость по отношению к собеседнику | 
            Держится закрыто, отстраненно в общении с другими | 
         
        
            | • Легко поддерживает разговор на различные темы | 
            • Поддерживает разговор на узкоограниченный круг тем, по ходу общения допускает возникновение длительных пауз | 
         
        
            | • Спокойно общается, обсуждая проблемные ситуации | 
            • Нервничает, когда приходится обсуждать проблемные вопросы | 
         
        
            | • Устанавливает дружеские/партнерские отношения с большим числом людей в организации и вне организации | 
            • Общается исключительно с коллегами своего отдела | 
         
        
            | • Выстраивает долгосрочные отношения с другими людьми | 
            • Не поддерживает долгосрочных отношений с другими людьми. Общается с другими только по их запросу | 
         
    
 
 
		
		
		
		
		
				 |